abu_unus (abu_yunus) wrote,
abu_unus
abu_yunus

Categories:

Хасмухаммад-хаджи Абубакаров







О влиянии греховного и благого на психическое и физические здоровье
Можно сказать, что глубоковерующий редко бывает нашим пациентом.

На эту тему я решил побеседовать с известным психиатром и общественным деятелем, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры психиатрии дагестанской медицинской академии Хасмухаммадом-хаджи Абубакаровым

– Уважаемый Хасмухаммад-хаджи, однажды у Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Что такое добродетель и что такое грех?». Он ответил: «Добродетель – это благой нрав, а грех – это то, что беспокоит сердце, и чего не желаешь, чтобы об этом узнали другие». Как Вы можете прокомментировать этот хадис?

– Пророк (мир ему и благословение) мог сверхгениально в двух словах выразить то, что другие не могли бы высказать и в целых томах. Известно, что после преступления нормальный человек получает психическую травму, величина которой зависит от многих факторов: богобоязненности, образовательного уровня, от тяжести преступления и многого другого. Всё это абсолютно подтверждает современная наука.

– С чего человек начинает беспокоиться из-за греховного – можете ли Вы это как-то объяснить?

– Видимо, Аллах в каждом человеке, как в Своём наивысшем творении, заложил программу добродетели, и когда совершается греховное – это не соответствует той изначальной программе, которую Аллах заложил в нём, что вызывает его беспокойство, иначе говоря – изменяется нервно-психический фон.

– Ваш ответ подтверждает и то, что в Коране, хадисах благое дело называется «магруф» – то есть «известное, знакомое», а греховное «мункар» («противоречащее»). Почему же благое названо известным?

– Думаю, это известно человеческой натуре, той программе, которую Аллах заложил в неё изначально. К примеру, если в компьютер попадает файл неизвестной программы, он не распознаёт его – вот вам и неизвестное!

– А каково влияние греха и «беспокойства сердца» на человека?

– Давно известно, что греховное поведение приводит вначале к нервному расстройству, затем к психическим и соматическим болезням.

– Получается, если так плохо действует нервное беспокойство, должно хорошо действовать вселение радости в человека?

– Действительно, вселение радости может исцелить человека и продлить ему жизнь, как вселение печали даёт обратный эффект. Поэтому великий шейх Мухаммад Сааду-хаджи из Батлуха говорил, что нет более ценного деяния после обязательных богослужений, как введение радости в сердце мусульманина.

– В Вашей практике есть разница по обращению больных правоверных и неверующих?

– Можно сказать, что глубоковерующий редко бывает нашим пациентом. Зачастую в корне неврологических и психиатрических проблем лежит то, что люди начинают грешить, не мирятся с тем, что уже произошло и чего уже нельзя изменить. У неверующего в системе ценностей нет такого понятия, как «решение Аллаха», то есть веры в предопределение (кадар). Фактически, выполнение шестого условия веры в Аллаха, веры в кадар, не оставляет никакой почвы для беспокойства и всего, что от него исходит.

– Статистика установила, что неверующие чаще и дольше болеют и рано умирают, а верущие – реже болеют, быстрее выздоравливают и дольше живут. Какое этому научное объяснение?

– К примеру, смерть близкого родственника. Для любого человека это – трагедия. Верующий воспринимает, однако, такое событие легче, зная, что это – решение Всевышнего, которое нельзя изменить. Он уверен, что вскоре сам тоже пойдёт за ушедшим, туда, где сможет увидеть его. А неверующий или маловерующий посчитает это величайшей несправедливостью, будет переживать – соответственно, будет и нервно-психический фон. Неверующие после смерти близких зачастую получают инсульты или инфаркты и приобретают нервно-психические болезни, становятся инвалидами, как бы наказывая себя за слабую веру.

Я часто вспоминаю пример глубочайшей веры шейха Хамзата-афанди из Тляха. Некий человек убил двух его сыновей и ранил третьего. И когда к нему, испытавшему такую потерю в один день, пришли люди с просьбой простить убийцу, Хамзат-афанди извинился перед ними за то, что им пришлось идти к нему и сказал, что он уже простил убийцу. Почему?! А потому, что он считал этих сыновей – даром и собственностью Аллаха, который был дан ему на время, и Он забрал этот временный дар. И по его мнению, возмущаться и переживать повода не было.

– Почему же люди становятся преступниками, убивают себе подобных, когда даже сама природа человека восстаёт против этого?

– Согласно хадису, человек рождается мусульманином, и только родители делают его или христианином, иудеем или идолопоклонником. И от того, как развивается и воспитывается ребёнок, будет зависеть – каким будет «росток Ислама», который Аллах посадил в его сердце. Если с детства он молится, ест только халал, то дерево веры будет могучим – соответственно человек будет работать по исламской программе, где нет места преступлениям. Более того, от него будет только польза и радость людям. Если же с детства он воспитан вне Ислама и вырос на хараме – то, соответственно, «слабый росток Ислама» будет задавлен и человек будет расти по несвойственной ему антиисламской программе. Соответственно, голос Ислама будет задавлен – и тогда грех и преступление, которые почти одно и то же, станут для него явлениями ординарными, и будут для него нормой жизни.

– Одним из того, что оберегается у человека, является разум. Да так, что за уменьшение и нарушение разума, если даже человек сам это сделал, деяния называются греховными. Почему так высоко ценится разум и рассудок?

– На этот вопрос ответит любой человек: ведь, когда убирается контроль коры головного мозга, который блокируется алкоголем и наркотиками, начинает командовать подкорка – иначе говоря, человек опускается на уровень животного и порой хуже животного. Ведь при наркотическом и алкогольном опьянении человек совершает со своими родными то, чего с животными не совершают животные! Поэтому Ислам, как религия чистоты и естества, так высоко ценит разум и так сильно наказывает за любое его умаление.

– На Западе стало модным иметь своего психоневролога и хотя бы в месяц один раз посещать его. Мы, мусульмане, пока не знаем такое – почему?

– Психоневролог – это, прежде всего, возможность высказаться и излить свою душу. А у мусульманина такой необходимости нет, так как он в сутки пять раз беседует со своим Создателем.

И ещё шейхи рекомендуют встать в последнюю треть ночи и беседовать (мунажат) с Аллахом. И ещё – даже самая простая сура Корана успокаивает человека. Тому есть многочисленные научные исследования на Западе. Голландский учёный Ван дер Ховен даже установил, что простое произношение слова «Аллах» успокаивает нервную систему. Поэтому, помимо прочего, верующие экономят и на психоневрологах.

– Что Вы хотели бы сказать напоследок?

– Укрепляйте веру и живите по Исламу – и вы никогда не попадёте не прием к нашему брату!

– Спасибо за ответы, успехов вам!
Абдулла Гаджиев
http://www.assalam.ru/content/story/1670

Tags: перепост, суфизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment